Техника архитектуры — Пределы

Техника архитектуры — Пределы

В давние времена в горбыли оконных переплетов вставлялись рыбьи пузыри, а позднее слюда. С появлением стекла, размеры окон увеличились, и это не сразу стало привычным. Сегодня техника позволяет нам закрывать одним стеклянным листом проемы площадью в десятки квадратных метров и представления о масштабности витринного остекления стали иными, чем были в недавнем прошлом.

То же относится и к самим конструкциям. И хотя мы сегодня нередко сталкиваемся с инертностью мышления, с робким подходом к применению крупнопролетных конструкций, встречаем в сооружениях лишние, а то и вовсе ложные опоры, — современная архитектура предпочитает открытые пространства, избегает ненужных опор и тем самым обеспечивает свободное маневрирование функций.

Другой критерий масштабности — человек. Это постоянная слагаемая категории, если иметь в виду все, что в архитектуре связано с габаритами «человека разумного». Архитектура всегда и везде соизмерима с человеком и будет неизменно соотноситься с ним впредь. Но есть еще третье содержание масштабности, также относящееся к человеку, но имеющее в виду психологическое содержание комплексного понятия. Поэтому такие разномасштабные явления, как архитектура Древнего Египта или Греции, античного Рима или Ренессанса, были сомасштабны психологическому состоянию гражданина Римской империи или соответственно флорентийца эпохи Возрождения.

Отношение зодчего к техническим средствам, которыми он оперирует, — важнейшая проблема всего творческого процесса. В конечном счете, техника, способная дать архитектору все, даст каждому только то, что он решится от нее потребовать. Меньше — быть может, но никогда больше. Архитектор, раболепствующий перед техникой, всегда окажется в плену стандартных представлений, регламентированного модуля, в плену стандартного образа мыслей и будет в состоянии породить только лишь стандартную архитектуру, сделанную до него уже не однажды.

Современное зодчество немыслимо без технического совершенства, без строительной промышленности, без индустриализации. Индустрия призвана дать нам широкий ассортимент стандартов, практически освобождающих творческую мысль.

Ведь создание художественных ценностей — цель архитектурного творчества, строительная техника — средство ее достижения. И потому не следует фетишизировать машины, технологию — все, что составляет собственно строительное производство. Средствами современной техники можно осуществить любой творческий замысел, выполнить любые формы зданий, любые пролеты строений.

Но архитектурное творчество, свободное от ограничений техники, нуждается в самоограничении. Его пределы устанавливаются самим творцом в каждом частном случае, для каждой частной задачи.